www.rosebook.ru
Главная \ Размножение роз \ Размножение роз. Часть 2. Окулировка роз.

Размножение роз. Часть 2. Окулировка роз.

Основной способ размножения роз - прививка (искусственное сращивание двух и более частей различных растений в одно). Прививка соединяет в одном растении мощную корневую систему подвоя с высокодекоративными качествами привоя, который на собственных корнях не может полностью раскрыть все свои достоинства. Корневая система подвоя должна обеспечивать обильное питание и долговечность привитой части растения, быть невосприимчивой к инфекционным заболеваниям, не поражаться вредителями, быть засухо- и влагоустойчивой.
Различают 2 вида прививок: окулировку и прививку черенком. При окулировке привоем служит кусочек коры с одной почкой. Можно прививать также на неукорененные черенки и корни растений.

Окулировка спящим глазком. Оптимальное время проведения окулировки спящим глазком - конец июля - август. За 2-3 недели до окулировки подвои окучивают влажной почвой, что способствует лучшему отделению коры и повышает приживаемость глазков. Черенки заготавливают непосредственно перед окулировкой. Если это невозможно, то нарезанные черенки хранят в холодильнике, завернутыми во влажную пленку. Для черенков выбирают среднюю часть отцветших побегов с хорошо вызревшими спящими почками. У срезанных побегов удаляют листья, оставляя 1/3-1/2 часть черешка.
Глазок со щитком вырезают специальным окулировочным ножом, захватывая тонкий слой древесины. Размер щитка составляет 2 см. Верхний срез делают на 0,8 см выше, нижний - на 1,2 см ниже почки.
Окулировку проводят в корневую шейку подвоя, которую перед окулировкой разокучивают, протирают и делают на ней Т-образный разрез. Срезанный щиток берут за оставленный черешок листа и вставляют до упора в Т-образный разрез, в котором предварительно ножом отделяют и раздвигают вправо и влево кору. Щиток плотно прижимают к обнаженной древесине и сразу обвязывают мочалом или полиэтиленовой пленкой сверху вниз.



Чтобы заокулированные почки не подсыхали, растения снова окучивают влажной землей.
Срастание привоя с подвоем продолжается примерно 10-15 дней. По истечении этого срока проверяют приживление щитков. Если почка зеленая, а черешок при нажатии отпадает, значит, почка прижилась. Подвои с неприжившимися щитками можно перепривить.
На зиму над окученными песком или хвойными опилками окулянтами устанавливают сухое укрытие, чтобы избежать выпревания.
В конце апреля - начале мая растения разокучивают, обрезают подвой на 0,5 см выше привитого глазка, снимают обвязку и снова окучивают почвой на высоту 10-12 см. Через 2-3 недели глазки начинают прорастать. Когда побеги разовьют по 3-4 листа, верхушки прищипывают. В результате начинается рост боковых побегов, которые образуют основные скелетные ветви куста. В течение лета удаляют все появляющиеся бутоны, проводят 2-3 подкормки растений раствором навозной жижи (1:1) с добавлением 20-30 г суперфосфата на 10 л воды, прополки, рыхление, поливы, опрыскивание от болезней и вредителей. В августе саженцы можно высаживать на постоянное место.





Окулировка прорастающим глазком.

Побеги на черенки заготавливают осенью и хранят до весны в подвале во влажном песке или мхе, либо срезают с подогнанных в теплице растений. При срезке щитков для весенней окулировки под почкой оставляют длинную полосу коры, за которую держат глазок. После того, как щиток вставлен в Т-образный разрез, лишнюю часть коры удаляют, окулировку обвязывают и окучивают почвой, а подвой укорачивают на 1/3-1/4 . Дальнейший уход за привитыми растениями обычный.

Источник И. В. Березкина Приусадебное цветоводство Издательство МСХА Москва 1993 год.
Автор: fialka, 09.12.2014

Комментарии:

lsstep
lsstep
10.12.2014 10:16
Анна Александровна, спасибо за статью.
По поводу сроков окулировки. Это чрезвычайно важный момент, поскольку условием хорошей приживаемости является то, что в подвое должно происходить интенсивное сокодвижение, в то время как прививаемая почка должна быть спящей и взятой с вызревшего побега. Поэтому сроки окулировки зависят как от региона, от погоды, так и от сорта розы. Раннецветущие сорта прививают несколько раньше, чем позднецветущие, например.
klabukov82
klabukov82
10.12.2014 15:54
у меня почки -глазки в августе (2ая неделя августа) прижились а июльские не одной!!!
fialka
fialka
10.12.2014 17:58
Людмила Сергеевна, совершенно с Вами согласна. Именно поэтому первый срок связан с периодом нисходящего сокодвижения в растениях (конец июля- август), а второй - с периодом весеннего сокодвижения. Для северных регионов предпочтительнее весенняя окулировка. Растения успевают при этом окрепнуть до наступления зимы.
Иван klabukov82 причин неудачи может быть несколько. Если в июле стояла сухая погода то подвои за 2 недели необходимо ежедневно поливать. При сухом камбии кора отделяется плохо и щиток может не прижиться. До вставки щитка кора в разрезе должна плотно прилегать к древесине, так как быстро окисляется обнаженный камбий. При окислении камбия окулировка не удается.
klabukov82
klabukov82
12.12.2014 14:30
fialka я согласен с вами что поливать надо ,но у нас почти на урале были дожди с июня до конца июля,может как вариант чем севернее и восточней тем сокодвидение запаздывает!?
fialka
fialka
12.12.2014 15:58
Иван klabukov82, конечно, это может быть одной из причин. Ведь пробуждение растений весной зависит от региона и конкретных температур, соответственно и процессы в растениях смещаются по срокам.
vele1960
vele1960
12.12.2014 21:45
"Окулировка прорастающим глазком": Мне не понятно, почему длинную полоску коры оставляем ПОД почкой? Глазок заводится в Т-образный разрез сверху вниз, значит держим над почкой, затем обрезаем все лишнее выше горизонтального разреза? Или я что-то не правильно себе представляю? В разных источниках по разному рекомендуют обмотку. Мне кажется логичнее снизу вверх, т. к. получается из витков своеобразная черепичная крыша от проникновения влаги к месту прививки. Еще я обратила внимание, что опытные советуют перед тем, как вставлять щиток с почкой удалять ту самую тоненькую полоску древесины, оставляя лишь голенькую почку в коре. А вы как думаете?
fialka
fialka
13.12.2014 14:45
Елена Александровна vele1960! Длинная полоска коры нужна только для того, чтобы держать щиток, весной у розы еще нет черешков листьев. Когда мы держим эту полоску, она теряет стерильность и потом удаляется, чем дальше она находится от почки, тем меньше вероятность повреждения почки. В некоторых источниках рекомендуют весеннюю окулировку в разрез в виде перевернутой буквы Т. При интенсивном сокодвижении такой разрез лучше дренируется, снижается вероятность появления инфекции в зоне щитка.
Метод окулировки в перевернутый Т-образный разрез рекомендуют использовать и летом при длительной дождливой погоде. Уточняя направление обмотки, встретила и рекомендации - начинать обмотку над поперечным разрезом, а его место определяется положением "буквы Т".
Если розы окулируют щитком коры без древесины, такой способ называется ОКУЛИРОВКА ВПРИКЛАД. В данной статье он не рассматривается. Этот способ достаточно подробно уже описан в статье "Летняя прививка (окулировка) роз на собачий шиповник (по Л. И. Бумбеевой). При этом способе процент прижившихся глазков значителен, но способ требует мастерства и опыта исполнителя.
vele1960
vele1960
13.12.2014 16:45
Анна Александровна,спасибо за подробные пояснения. Теперь все стало понятно.
kapital
kapital
21.12.2014 22:18
Аня, спасибо, интересный и полезный материал. я еще не пробовала прививать, но может как-нибудь тоже займусь.
klabukov82
klabukov82
24.12.2014 13:17
надо-ли тоненькую полоску древесины удалять, оставляя лишь голенькую почку в коре. А вы как думаете?
fialka
fialka
24.12.2014 13:31
Иван, на этот вопрос я отвечала vele1960 - см. комментарий 13.12.2014 в 18.45. Этот метод требует большого мастерства от исполнителя. Представьте маленький тоненький щиток, удалить с него древесину - не помяв его, достаточно сложно, выше риск внести инфекцию.
klabukov82
klabukov82
25.12.2014 16:56
и все таки это увеличивает приживаемость или нет,как по вашему?
fialka
fialka
25.12.2014 17:37
Иван, я привыкла доверять мнению специалистов. Чтобы сделать свои личные выводы, надо выполнить большое количество прививок и набрать статистику. Такого опыта у меня нет.
loverose
loverose
09.02.2015 16:50
Хочу добавить -обычно окулируют розы летом более вызревшими черенками(это когда цветок полностью раскрылся,немного потерял свою форму..отцветает что ли) А осенью когда сокодвижение хуже (сама кора становится толстой) лучше использовать черенки более молодые.Еще когда срезаешь с черенка щиток(чем больше срежешь полоску коры,тем лучше) желательно посмотреть с внутренней стороны плотно ли прилегает основание почки к коре,а то некоторые сорта роз(особенно непрерывно цветущие)быстрее прорастают и основание почки отодвигается от коры,образуя пустоту между почкой и корой.Очень важно все делать быстро(чем быстрей,тем лучше),для начала надо потренироваться срезать щиток с почкой.Если кора очень толстая,а щитки маленькие(бордюрные или миниатюрные)можно разрезав кору немного срезать ее,на 3мм примерно,чтобы в дальнейшем прижившуюся почку не накрыло вновь образующей корой..
fialka
fialka
10.02.2015 18:41
Мария loverose, спасибо Вам за такие ценные уточнения. Может быть, и результаты будут лучше.
trandafir-59
trandafir-59
23.01.2016 15:17
Что касается сроков окулировки,то я делаю так: первая волна цветения роз в маточнике(конец мая-начало июня) на шиповник первого сорта,пока прививаем эту волну.вторая волна цветения на подходе, и т д. Приваваю до 10 сентября,уже проверено опытом за 40 лет работы.Дело в том,что шиповник для окулировки саженцев роз мы выращиваем сами.Осенью когда выкапываем и готовим к посадке в питомник,я сортирую его на 3-4 сорта,так легче окулировать(начинаю с самого первого сорта ,далее второй и тд.Пока окулирую первые ряды,то тот,что был тонким уже подрастает
adlih
adlih
29.01.2016 22:34
Не знаю, у кого спросить совета.
У меня четыре выродившихся куста плетистых роз.
В июле пробовала их перепривить под кору, ни одна не прижилась, хотя делала по инструкции по фильму Ирины Махровой. Может все дело в некой несовместимости, так как два из них рамблеры, а два клаймберы. В моем саду порядка 40 сортов роз, пробовала привить разные, и в ствол, и в шейку, результат нулевой. Спасибо, если кто отзовется.
fialka
fialka
30.01.2016 15:55
Елена Юрьевна adlih, прививка не всегда получается с первого раза. Причины неудачи могут быть различными:неровный срез, прививали не на молодую ветку, сами кусты слишком старые, плохое совмещение привоя и подвоя....Если есть желание научиться, надо пробовать снова. Желаю успеха!
adlih
adlih
30.01.2016 18:14
Спасибо за ответ, Анна Александровна.Что от неопытности, это понятно. Но меня больше интересует, что на что лучше прививать. Например на дикий рамблер лучше то-то и тото в корневую шейку, в клаймбер-другое. Может я не очень хорошо формулирую вопрос. В идеале конечно хотелось бы получить свою штамбовую розу, но чтобы в процессе тренировки "на кошечках" не делать банальных ошибок. Тем более,что есть эти дички и можно на них экспериментировать. Мне надо выложить список моих роз, тогда, возможно, мне можно будет помочь.
fialka
fialka
31.01.2016 16:50
Елена Юрьевна adlih, попробуйте создать новую тему на сайте о выборе лучших подвоев для роз, наверняка откликнутся те, кто имеет большой опыт прививок, и дадут рекомендации. Есть участники, имеющие свои питомники, обратитесь к ним напрямую.
trandafir-59
trandafir-59
02.02.2016 11:55
Напишу как мастер-питомниковод с большим стажем работы именно в данной области.(40 лет)
,что касается сроков окулировки,то испыла всякие сроки, и скажу прямо-прививаю саженцы роз в питомнике,от начала первой волны цветения роз оригинаторов,до 10 го сентября,соблюдая при этом все требования.которые нужны при летней окулировке роз.
Что касается длинной полоски,т.е почки срезанной с черенка для окулировки.то ее нужно срезать как можно больше.чем больше наш щиток.тем больше площадь питания.
fialka
fialka
02.02.2016 19:23
Любовь Илларионовна, в литературе и данной статье указаны сроки окулировки для центрального региона. В Вашем регионе климат теплее, вегетация более длительная и сроки естественно немного отличаются.
adlih
adlih
04.02.2016 08:28
Спасибо, Анна Александровна, последую вашему совету))

Написать комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизированные пользователи. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь.
Все права защищены. При использовании материалов сайта, ссылка обязательна.